Взлет и падение Игоря Борогана
Oct. 12th, 2007 09:04 amВ марте 2006 года один ЖЖист и ЧГКшник, живущий в России (пусть он сам раскроет себя, если захочет), решил испытать Википедию на устойчивость к мистификациям. Не он первый, не он последний, конечно. Мы тогда об этом спорили в аське после выявленного случая с Генриком Батутой. Я, хи-хи, утверждал, что мистификацию разоблачат в две недели. В Википедии я тогда был еще зеленый. О политике проверяемости и авторитетных источников я тоже не знал, по обсуждению ниже это заметно.
Диалог выглядел так:
Он сделал новый аккаунт и с него создал статью-болванку о вымышленном молдавском тяжелоатлете. Текст ее был таким:
Igor Borogan is a Moldavian weightlifter. He took the bronze medal at the European championship 2003 (69 kg).
Через три недели он мне о ней сообщил — мол, статья живехонька, на нее никто не обратил внимание, даже в категории не занесли. Ну понятно — одиночная статья есть вещь в себе, и если она проскочила входной контроль — список вновь созданных статей — то никто о ней дальше не побеспокоится. Тем временем статья уже стала много где находиться поиском — например, на answers.com. (Да и сейчас имя много где находится — не задушишь, не убьешь.) Далее в статью были добавлены категории, но ничего не произошло. Потом он внес своего "спортсмена" в результаты Олимпийских игр 2000 года, но изменение через пару недель откатили. В том же апреле он с другого аккаунта зашел в статью и исправил текст на чистую правду:
Igor Borogan never was a Moldavian weightlifter. He never took bronze medal in Europe championship 2003 (69 kg).
Но вскоре некий умник из Штатов всё аккуратно восстановил — мол, ай-яй-яй, непорядок, вандализм.
И позже еще пару раз исправление "never was" вносилось и откатывалось.
В течение последующих месяцев статья проходила множество рутинных действий — зачисление в категории, простановка шаблонов, исправление Moldavian на Moldovan, и т.д. и т.п.
И вот наконец в августе 2007 года продержавшаяся год и пять месяцев статья была удалена.
При обсуждении аргументами к удалению статьи были: отсутствие надежных источников о существовании персоналии, проверка настоящих результатов чемпионата Европы, факт создания и редактирования статьи с одноразовых аккаунтов, один из которых был замечен в создании другой фиктивной статьи.
Словом, доказать мистификацию гораздо проще, чем ее заметить.
Диалог выглядел так:
NNN: Как работает удаление статей?
YMS: Сначала надо выдвинуть статью на удаление, в обсуждении обосновать. Админ удалит.
NNN: Админа вряд ли устроит обоснование "Такого никогда не было"
YMS: почему?
YMS: особенно если ты напишешь "я его сам придумал" :)
YMS: я думаю, и писать не надо
YMS: в смысле сознаваться
YMS: любой желающий может проверить, что на гугле его нет
а штангист, который участвует в соревнованиях, не может не быть на гугле
NNN: А если не штангист? Василиса Запупыренко - бородатая женщина, которая в 19 веке выступала в Бердичевском цирке
YMS: кроме того, никто не мешает тебе просто изменить саму статью: " - вымышленный штангист, придуманный..." и т.д. Последствия ликвидируешь.
YMS: то есть через 2 недели статья о Запупыренко превратится в статью о проверке Википедии на вшивость.
NNN: А если после этого какой-нибудь умник уберет слово "вымышленный" и откатит назад?
YMS: а зачем бы ему это делать? он в этом заинтересован?
NNN: Может, пошутить решил не тот, кто писал про Запупыренко, а тот, кто писал про проверку на вшивость?
YMS: а почему это его вообще должно волновать?
YMS: или: если они ничего об этом не знает, почему он должен решить в ту, а не в другую сторону?
NNN: Вот!
NNN: Так ее удалят?
YMS: если ты попросишь - наверно, удалят
YMS: и объяснишь, как было дело
NNN: План действий таков:
NNN: 1) Я регистируюсь и пишу статью. 2) Через три недели я анонимно добавляю словв "Всё это фигня, дядя пошутил". Что происходит дальше? Кто-то найдет ее и поверит автору статьи или критику?
YMS: если слова "Всё это фигня, дядя пошутил" будут выглядеть несерьёзно, их могут и вандализмом счесть, и откатить назад.
а если написать такую же серьезную статью о том, что это была фигня, то не посмеют.
но это всё мои предположения.
Я еще не знаю, как вообще на эту статью кто-то обратит внимание, если ты не включишь ее ни в одну категорию и не дашь ссылки. Что делают боты в таком случае, и т.д.
NNN: В категорию-то кто-нибудь да включит
NNN: Так я тебя убедил, да?
NNN: Что фальшивая статья в Википедии может продержаться больше двух недель
YMS: нет, не убедил. эксперимент интересный, но мне кажется, что проверят довольно быстро. История с Батутой была в польской секции, а тут масштаб не тот.
NNN: Как можно проверить бородатую женщину из Бердичева???
YMS: ну, может, это и останется.
про штангистов более проверяемо, штангистов я оспаривал.
Он сделал новый аккаунт и с него создал статью-болванку о вымышленном молдавском тяжелоатлете. Текст ее был таким:
Igor Borogan is a Moldavian weightlifter. He took the bronze medal at the European championship 2003 (69 kg).
Через три недели он мне о ней сообщил — мол, статья живехонька, на нее никто не обратил внимание, даже в категории не занесли. Ну понятно — одиночная статья есть вещь в себе, и если она проскочила входной контроль — список вновь созданных статей — то никто о ней дальше не побеспокоится. Тем временем статья уже стала много где находиться поиском — например, на answers.com. (Да и сейчас имя много где находится — не задушишь, не убьешь.) Далее в статью были добавлены категории, но ничего не произошло. Потом он внес своего "спортсмена" в результаты Олимпийских игр 2000 года, но изменение через пару недель откатили. В том же апреле он с другого аккаунта зашел в статью и исправил текст на чистую правду:
Igor Borogan never was a Moldavian weightlifter. He never took bronze medal in Europe championship 2003 (69 kg).
Но вскоре некий умник из Штатов всё аккуратно восстановил — мол, ай-яй-яй, непорядок, вандализм.
И позже еще пару раз исправление "never was" вносилось и откатывалось.
В течение последующих месяцев статья проходила множество рутинных действий — зачисление в категории, простановка шаблонов, исправление Moldavian на Moldovan, и т.д. и т.п.
И вот наконец в августе 2007 года продержавшаяся год и пять месяцев статья была удалена.
При обсуждении аргументами к удалению статьи были: отсутствие надежных источников о существовании персоналии, проверка настоящих результатов чемпионата Европы, факт создания и редактирования статьи с одноразовых аккаунтов, один из которых был замечен в создании другой фиктивной статьи.
Словом, доказать мистификацию гораздо проще, чем ее заметить.
no subject
Date: 2007-10-12 11:20 pm (UTC)Дело Батуты живёт и побеждает...
no subject
Date: 2007-10-13 06:57 am (UTC)no subject
Date: 2007-10-23 03:34 pm (UTC)Единственное решение - количество участников. Ну и ещё кое-какие технические вопросы, которые не реализованы пока (вроде слежения за статьями из заданных категорий).
no subject
Date: 2007-10-24 02:51 am (UTC)no subject
Date: 2007-10-23 06:49 pm (UTC)Действительно, такое есть, потому что многим просто лень проверять факты.
no subject
Date: 2007-10-23 10:54 pm (UTC)Если же добавить к ним статьи, у которых хоть чтото-то поставлено в качестве источника, такие как Стелла Кренцбах или какая-нибудь безвестная платформа и источником в виде расписания движения, то количество мистификаций можно смело умножить на 2.
no subject
Date: 2007-10-24 02:36 am (UTC)С чего вы взяли? Он в английской вики развлекался, рувики его не интересовала. И треть там - это тысяч 800 статей, а не 80.
Повторяю, разоблачить мистификацию легко, я сам их две штуки в англовики разоблачил, просто попались на глаза. И "хоть что-то" в качестве источника тут не спасет.
no subject
Date: 2007-10-24 03:41 am (UTC)no subject
Date: 2007-10-24 08:44 am (UTC)Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 02:28 am (UTC)Сруль-то живёт и здравствует без единого упоминания в интернете. :) На слово верили, кричали Оставить.
Может, и был такой поэт. А может, и нет. Интересно, сколько ложных героев в руВики?
Re: Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 02:41 am (UTC)Re: Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 02:59 am (UTC)Re: Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 03:07 am (UTC)Re: Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 03:24 am (UTC)Re: Интересно, а как в русской?
Date: 2007-10-24 03:43 am (UTC)а {{fact}} ставят не просто когда ссылки нет, а когда сомнения есть.
no subject
Date: 2007-10-24 02:58 am (UTC)Главное, иметь глупое желание напакостить.
- На специализированных сайтах (следопыты, археологи и т.п.) предложить статейку о "своих исследованиях". В большинстве случаях публикуют. Так же не забываем отметиться в форумах для более частого попадания в серп ПС
- Брать человека умершего до 1950-х, но позже середины XIX века (последнее необязательно). Его дело не должно быть громким. Неплохо бы его записать в сподвижники деятелю средней руки, оставив в статье ссылочку, дабы мистификация не была сиротой.
- Знать парочку языков. Я, например, запросто напишу на русском, обоих белорусских, английском и simple. "По образу и подобию" био живущего чела запросто на французском, немецком, остальных славянских. Если с падежом ошибусь, местные поправят. Интервики - это типа весомость. Начинать желательно с немецкой и английской версий, там дать ссылок на русские сайты. Потом добавить на другие языки. Неплохо добавить одну строку в шведскую. Там целый словарь. :)
- В половине случаев статью могут выставить на удаление. Тогда надо намекнуть, в зависимости от выставившего, на какую-нибудь статью уже оставленную "на грани значимости".
- В половине случаев статья будет оставлена.
:)
Ну и так далее. Статья имеет хорошие шансы остатья.
В общем, будьте начеку и не купитесь на "значимость" некоторых статей.
no subject
Date: 2007-10-24 03:38 am (UTC)Если фальшивый источник будет указан не в интернете, а в книге - то автор статьи рискует репутацией. А если создателю статьи репутация не важна (аккаунт без реальной викидеятельности и настоящего имени) - это само по себе внушает подозрения. К тому же отсутствие источника в интернете тоже внушает подозрения - как с теми же местечковыми или другими узконациональными поэтами. В случае местечковых поэтов у автора была очевидная активность в области увековечения оных деятелей, что его и спасло в моих глазах.
no subject
Date: 2007-10-24 10:52 am (UTC)Вот и делай ссылку на любую из книг на любую страницу :)
no subject
Date: 2007-10-24 10:24 pm (UTC)